Записки Юного Железнодорожника
Часть 1
Это было в конце сентября 1998 года. Один раз вечером мои родители пришли с работы и сообщили мне радостную новость: так как я пятиклассник, то могу записаться на Малую Октябрьскую (детскую) железную дорогу (далее - МОЖД или ДЖД).
Я с самого детства интересовался работой железнодорожного транспорта и эта новость родителей меня заинтересовала. (один раз, лет в семь, я так засмотрелся на электричку, что поскользнулся и упал в грязь; таких примеров было много)
В конце октября 1998 года я первый раз пришёл в управление МОЖД, которое располагалось (и сейчас располагается) на Лиговском проспекте в доме №44, рядом с Московским вокзалом. Вместе с родителями я пошёл на организационное занятие, в ходе которого работа на ДЖД меня заинтересовала окончательно. В ноябре начались занятия, на которые я ходил каждый вторник (с 16.00 до 17.00). Класс наш с самого начала показался мне тесным. Даже пятиклассники еле садились за парты. Для некоторых, мест вообще не хватало и за партой сидело по 3, а иногда и по 4 человека. Первый учебный год прошёл практически незаметно. Началась зачётная неделя. Долго я готовился к экзамену, сильно волновался, но сдал я этот экзамен без особого труда. мне поставили 5/5 (15.04.99)
22-го апреля предстояла экскурсия на МОЖД. В 16.00 все первогодки встретились у паровоза Ленина (на Финляндском вокзале). Удостоверений тогда у нас ещё не было, но и на платформу мы прошли без проблем, так как турникеты на вокзале не были ещё установлены. После сбора сели в электричку. Когда в Озерках вышли на платформу, вагон электропоезда оказался совсем пустым. Экскурсию, как впоследствии я узнал, начали с 5-го тупика станции Озёрная. Я знал, что на МОЖД узкая колея, но первоначально она показалась мне совсем непривычной, но к ширине колеи я быстро привык. На плацу всем выдали удостоверения. Моё удостоверение оказалось самым первым, чему я был несомненно рад. Далее мы пошли по перегону, и все вопросы задавали на Юном. Потом нас провели до Удельной. Многие поехали на Электричке до Финляндского, а я сел в метро, доехал до Электросилы и оттуда добрался домой на 43-м трамвае.
С 11 мая началась профилактика, на неё необходимо было отходить не менее 5-ти раз. Особенно мне запомнились поездки до Малой Октябрьской. До Финляндского вокзала тогда ходил 25-й трамвай, но в мае из-за ремонта путей через Невский проспект, трамвай частично шёл не по своему маршруту: не доезжая Московского вокзала трамвай поворачивал на Кузнечный переулок, далее по Колокольной улице выезжал на Владимирский, а далее и Литейный проспект, шёл по улице Жуковского и от улицы Восстания по обычному маршруту до Финляндского вокзала. Так же остались в памяти совершенно пустые электрички, которые от Выборга шли в сторону Петербурга с интервалом 10 минут.
1-го июня состоялось открытие 51-го сезона работы МОЖД. Я первый раз проехал в поезде, который вёл красавец-тепловоз ТУ2-060. На открытии сезона был дан приказ о строительстве Северного участка, который добавит к двум действующим километрам МОЖД ещё четыре. строительство нового участка началось сразу же. Два месяца строили выходную стрелку станции Озёрная и перегон до Лесной. В августе все ходили на Лесную для строительства. Ходили не только во вторник - день профилактики, но и в другие дни, что вызывало недовольствие пассажиров, так как отменялись поезда.
Открытие Северного участка запланировали на 28 августа, благодаря чему участок от Лесной до Береговой построили за два дня. Ещё вечером 27-го августа, никто не знал, состоится ли открытие участка. Только в 9 вечера на береговую приехал первый обкаточный локомотив (ТУ2-060).
28 августа на станции Озёрная все увидели 5-тивагонный поезд (переформированный из 7-мивагонного), покрашенный только с одной стороны (для начальства). Прокатиться на первом поезде мне не удалось, так как я был стрелочником первого поста Озёрной, зато я отправил со станции этот ПЕРВЫЙ ПОЕЗД.
В связи с открытием нового участка дорога работала до конца сентября по выходным. Первые утренние поезда... В них было так холодно... невозможно было усидеть на месте. Температура утром иногда бывала меньше нуля.
В 1999-м году мне было положено идти на второй год обучения, ноя пошёл и на дежурного по станции, и после окончания шестого класса я мог работать не только бригадиром, вагонным мастером и главным кондуктором, но и диспетчером (ДНЦ), и дежурным по станции (ДСП). Первый раз работы ДСП я запомнил на всю жизнь, как и первый рейс машинистом в 2002-м году.
В сезон 2000-го года на Северный участок мы ездили только по выходным, а в четверг и пятницу работали только на участке Озёрная - Юный. Среда была днём профилактики. Поезд был пятивагонным, так как платформы Шувалово, Лесная и Береговая не могли вместить более длинный поезд. Один раз мне довелось побыть ДСП Береговая, работа которого довольно скучная. Поста ДСП на Береговой не было и работникам приходилось ездить на станцию с поездом. Сигнал на отправление подавался из тамбура, а разрешение на следование к станции давалось только после прибытия поезда. Стоянка на Озёрной по расписанию составляла 6 минут, но иногда доходила и до часу. По этой причине, до станции Юный вместо пяти поездов ходило не больше трёх. ДСП на Юном также было работать скучно. Поезда приходилось ждать полтора - два часа.
Работа дежурного по переезду была интересной. Вопреки инструкциям, дежурный по переезду закрывал переезд не по телефонному сообщению, а как только видел поезд - телефонной связи на переезде не было.
Начальство обещало, что дорога будет работать и в сентябре, но закрытие сезона состоялось в конце августа.
Следующей моей задачей было поступление на курсы помощников машинистов. Семиклассников туда не брали, поэтому мне пришлось сказать, что я учусь в восьмом классе.
Сезон 2001 выдался довольно удачным, но трудно было добираться до ДЖД ( в Озерки): 25-й трамвай сократили до Московского вокзала и после утренней смены с ДЖД было не уехать. Электропоезда шли в 9.40, 13.30 и 17.00, все с Выборга, и в электричку 13.30 влезало от силы четверть желающих. Также были отмены электричек и в утренние часы. В сезон 2001 отремонтировали станцию Озёрная и частично юный. Так же на МОЖД проходил пятый слёт Юных Железнодорожников России, в котором я участвовал в конкурсе "Лучший по профессии Дежурный по станции" и занял 6-е место из 25.
В сезон 2001 года поезда ходили только по перегону Озёрная - Юный в пятивагонном исполнении. Обещания о продлении дороги в Удельный парк к Пионерской не оправдались...
В 8-ом классе я записался на курсы машинистов тепловоза. В апреле сдал зачёт: я потянул билет, стал готовить ответ на вопрос. Вдруг меня позвал инструктор (Матвеев Александр Николаевич) и сказал, "из-за того, что у тебя в удостоверении одни пятёрки, я тебе поставлю 5/5 автоматом". В мае я прошёл профилактику, на которой отработал 8 раз. Узнал, что открытие сезона запланировано на 31-е мая...
30 мая. Утром я проснулся в хорошем настроении, ярко светило солнце, был последний учебный день. Утром включил телевизор и услышал такую новость: "В Шувалово горит тепловоз". Этому сообщению я не придал никакого значения. Но как же было грустно, тяжело, когда потом, вечером, я узнал, что вандалы подожгли наш тепловоз ТУ2-060, чудом уцелел 167-й локомотив. ТУ2-060 выгорел практически дотла и восстановлению не подлежал. Его увезли в ТЧ-12 (локомотивное депо) и вскоре списали.
31-го мая состоялось торжественное открытие 54-го сезона работы МОЖД. ТУ2-167 еле вытянул семивагонный поезд с Озёрной. Тепловоз чуть не заглох. Во время практики ходил уже пятивагонный поезд. Работать одним локомотивом было очень тяжело. В середине июня у 167-го полетела одна очень важная деталь и её заменили исправной, не сгоревшей деталью от списанного (!!!) ТУ2-060. В 2002-м году я занял первое место в 4-й смене в конкурсе "Лучший машинист тепловоза" и в июле был награждён поездкой на детскую железную дорогу Нижнего Новгорода.
В августе, 27-го числа состоялось закрытие сезона. На линейке мне выдали свидетельство выпускника МОЖД. На закрытии сезона был всего лишь один поезд. От Озёрной до Юного я последний раз в этом году проехал в кабине ТУ2-167. Обратно - в переполненном вагоне. Из вагона выходить не хотелось...
Тем более, нам сообщили, что по приказу губернатора СПб к январю 2004-го года станция Юный должна быть уничтожена...
Мне не хотелось уходить с дороги. Надолго я запомнил путь от Озёрной до метро Озерки, как я шёл через платформу Озерки, Большую Озёрную улицу, вдоль Верхнего Суздальского озера... Мне так не хотелось домой... Словами это чувство не передать. Дорогу, которую я обычно проходил минут за 15, я шёл не меньше часа. В Озерках спустился в метро...
Уже в середине октября я смотрел сериал "ОБЖ", серию "Оседлать Бешенного Жеребца", в самом конце серии действие происходит на берегу верхнего озера. посмотрев эту серию, я её не мог забыть много времени, ведь именно в этом месте я ходил десятки раз, и может быть больше там никогда не пройду...
Район Озерков, он мне так знаком. Хоть я в нём с 1996 года и не живу, но он до сих пор остаётся в моей памяти. Помню дорогу вдоль Верхнего озера и долгое ожидание 22-го трамвая в Озерках, вечные опоздания электричек на Сосновском направлении и радость, когда тебе разрешают провести электропоезд или поезд метрополитена. Как жалко мне было ходить на остатки станции Пионерская, как меня интересует судьба МОЖД...
После закрытия сезона было такое ощущение, что жизнь кончена. Но сходив 24-го октября в управление МОЖД я понял, что это не так. Жизнь продолжается!!!
********************
У меня остались огромные впечатления от поездок на электропоездах от Санкт-Петербург-Финляндского до Озерков.
Суббота,
наша смена работает в утро, электричка Петербург - Выборг, отправлением в 7.58.
7.58 - для многих святое время, ибо к этому времени со всех концов Питера, с
ближних пригородов юные железнодорожники мчатся на Финляндский вокзал.
Радость встречи. Разговоры в тамбуре. Веселью приходит конец, когда поезд
подъезжает к Удельной. Тут не до смеха. Если к Удельной ты не выйдешь в тамбур,
то в Озерках тебя точно не выпустят. Давка, упрёки старушек, непоколебимость
железнодорожников и вот она родная платформа Озерки.
Правда, один раз мне повезло. Вместо Выборга, электропоезд 7.58 шёл до Парголово. Электричка была совсем свободная...
********************
До сих пор меня мучает вопрос: Кому помешала ДЖД, тепловозы ТУ2-060, ТУ3-001 и 002. Ведь без энтузиазма подрастающего поколения железная дорога останется без заинтересованных, образованных, дисциплинированных кадров. Хотя ответ на этот вопрос во многом не однозначен. Хоть у ДЖД есть плюсы, много плюсов, но минусов тоже предостаточно. Самый главный из них - неокупаемость ДЖД, так же дорого арендовать помещение управления МОЖД в Перцовом доме на Лиговке. Дорого всё... Но с этим надо хоть как-то бороться. Методы 91-го года по сокращению затрат путём "обрезания" ДЖД во многом не действенны; я думаю, в этом вопросе у каждого будут свои мнения, но к мнению юных железнодорожников тоже надо прислушиваться (возьмите в пример ДЖД Нижнего Новгорода, где город заинтересован в судьбе ДЖД и всячески её поддерживает). Ответом на этот вопрос может быть фраза А.Филиппова: "Восстановить старое более реально, чем строить новое", - с чем я полностью согласен.
*******************
Я
могу поделиться впечатлениями о том, как я первый раз вёл поезд. Я сел в
кабину, увидел много-много разных кнопок и кранов. Пришёл инструктор (Никонов
А.А.). Я кое-как сделал пробу тормозов и вагонные мастера мне выдали справку
формы ВУ-45 об обеспечении поезда тормозами. Нажал кнопку возбуждения тяговых
электродвигателей, перевёл реверсивную рукоятку в положение "вперёд",
поставил контроллер на первую позицию... Поезд поехал. Путь прошёл
замечательно, за исключением остановки поезда на перегоне из-за того, что
тормозной кран заклинило в 4-ом положении (перекрыша
без питания тормозной магистрали поезда). Первый раз ехать было страшно.
Локомотив качался, казалось, что он вот-вот сойдёт с рельсов. первый раз я ехал
со скоростью не более
***************
ПОСЛЕДНИЙ ПОЕЗД 2002-ГО ГОДА
На закрытии сезона сказали, что будет всего лишь одна пара поездов. Это несколько удивило: обычно на закрытии сезона ходило две пары поездов. Участок от Озёрной до Юного я ехал в задней кабине ТУ2-167. Я сидел, так как забрался первым, хотя в кабине было человек десять. В головной кабине народу было не меньше, так что когда поезд поехал, то тепловозом управляли несколько человек: кто-то переключал позиции контроллера, кто-то свистел, кто-то тормозил поезд. Много народу было и в дизельном помещении. Так не хотелось, чтобы этот поезд был последним. Свисток работал всю дорогу... Под колёсами взрывались спичечные коробки, которые были установлены заранее. Благодаря этому последний вагон скрывался в дыму. Юный. Печальные лица дежурных по станции. Последний поезд. Он никого не радует. После этого незачем будет так рано утром ехать в Озерки... Больше не будет радостных впечатлений в тот момент, когда заводится локомотив. Многие фотографировали последние манёвры, последний перевод стрелки на станции Юный...
Обратно я тоже собирался ехать в кабине, но инструктора (Жуков В.И. и Сафронова Л.С.) нас оттуда выгнали. Еле влез в вагон. Некоторые ехали на подножках. Открывалась впечатляющая, но печальная панорама на поезд: на красные, совершенно не выцветшие за сезон вагоны, на единственный на дороге тепловоз. Озёрная. Снова печальные лица дежурных. Постоянные прощальные свистки локомотива... Остановка... Три коротких... Выхожу из вагона. Делать этого совершенно не хочется... Путь к метро... Эти впечатления запомнились мне навсегда: и радостные, но совершенно грустные...
***********************
О ПУТИ ДОМОЙ
Я уже рассказывал о проблемах посадки, высадки пассажиров на станции Удельная. Однажды, вместо переполненной электрички с Выборга, пришла совершенно пустая. Вхожу, и слышу такую фразу, которую я никогда не ожидал услышать: "Станцию Удельная поезд проследует без остановки". Едем, радуемся. Смотрим на изумлённые глаза пассажиров, томящихся в ожидании поезда на Удельной. И вдруг она сбылась. Ощущение такое, что мы "отомстили" Удельной, её вечной толкотне при посадке.
********************
ДЖД ЗИМОЙ (ЯНВАРЬ 2003)
8-е января. Озерки. Вышел на платформу из электропоезда ЭР2-1314. Белый, не тронутый снег. Голые деревья, недостроенные коттеджи и занесённые рельсы на Озёрной. Голубое здание станции, стрелочные посты возвышаются над сугробами. ТУ2-167 и десять вагонов. Удивило то, что ни на вагонах, ни на станции не было ни одной надписи. Потом я добежал до станции Юный. Помещение дежурного по станции порадовало своей чистотой. В прошлом году вся станция пестрила неприличными выражениями...
Ты стоишь, вспоминаешь рабочий сезон, как ещё пять месяцев назад красные вагоны уплывали вдаль короткого, но очень дорогого перегона...