Часть 10
День пятый.
Транспортный
Этот, последний полный день в
Вене, был полностью посвящен поездкам на общественном транспорте - осмотру транспортной системы города. Именно
СИСТЕМЫ – которая взаимосвязана, работает четко и
почти всегда гладко. Маршрут поездок в этот день представлен в таблице:
№ |
Вид
транспорта |
Обозначение |
От |
До |
1 |
Метро |
U3 |
Westbahnhof |
Ottakring |
2 |
Городская
электричка |
S45 |
Ottakring |
Handelskai |
3 |
Городская
электричка |
S15 |
Handelskai |
Hütteldorf |
4 |
Метро |
U4 |
Hütteldorf |
Margaretgürtel |
5 |
Трамвай |
6 |
Margaretgürtel |
Eichenstraße |
6 |
Трамвай |
18 |
Eichenstraße |
Schlachthausg. |
7 |
Метро |
U3 |
Schlachthausg. |
Simmering |
8 |
Трамвай |
6 |
Simmering |
Reumannplatz |
9 |
Метро |
U1 |
Reumannplatz |
Leopoldau |
10 |
Региональный поезд |
- |
Leopoldau |
Wien Mitte |
11 |
Метро |
U4 |
Schwedenplatz |
Heiligenstadt |
12 |
Городская
электричка |
S40 |
Heiligenstadt |
Franz-Josefs-Bahnhof |
13 |
Трамвай |
D |
Franz-Josefs-Bahnhof |
Südbahnhof |
14 |
Региональный поезд |
- |
Südbahnhof |
Stadlau |
15 |
Метро |
U2 |
Stadlau |
Karlplatz |
16 |
Электричка
(трамвай) в Баден |
- |
Karlplatz |
Doppelhaltestelle |
17 |
Трамвай |
18 |
Doppelhaltestelle |
Westbahnhof |
Данный маршрут занял чуть более восьми часов. А далее
пойдет краткое описание фотографий и впечатлений, накопившихся за этот день.
Электропоезд метро на станции Ottakring
Конечная станция линии U3 Ottakring совмещена с электродепо. На станции имеются три оборотных пути – два
обычных тупика за платформами (видны на фото) и еще один путь с тупиком прямо у
платформы (на фото не виден, но располагается слева). Таким образом, на станции
имеются одна боковая и одна островная платформы.
Станция Ottakring городской
железной дороги. В павильонах располагаются лестницы, ведущие с уровня земли на
платформу, а также незаметно вписанные лифты. Конструкция павильонов и их
внутренний вид с момента строительства изменился незначительно.
На каждой станции железной дороге имеются стенды с
расписанием по всему маршруту проходящих здесь электропоездов. Имеются
электронные табло (как телевизионные экраны), показывающие время прибытия
ближайших примерно 10 поездов, пункт их назначения, маршрут следования и путь
прибытия. Около данного остановочного пункта проходить лишь один маршрут
городской электрички - S45.
А вот и сама городская электричка
Линия S45 городской электрички проходит от станции Handelskai до станции Hütteldorf.
Данная линия на большей части является надземной. Движение электропоездов –
правостороннее. Электропоезда – трехсекционные, низкопольные. Имеются высокопольные
части в головных секциях (видно на фото по линии окон).
Станция Handelskai, железнодорожный
мост. Здесь я пересел на электропоезд линии S15 и ехал до конечной станции Hütteldorf.
На этой лини имеются как наземные, так подземные и надземные участки. Подвижной
состав – высокопольные электропоезда, состоящие из
одной или двух трехвагонных секций. Движение по этой
линии – левостороннее.
Проезжая станцию Heiligenstadt
увидел из окна электрички стоящие в тупике два паровоза и два старых вагона.
Решил в данный момент на этой станции не выходить, но потом обязательно на нее
вернуться, тем более эта станция пересадочная с участком линии U4, где я еще не ездил.
Городская электричка (высокопольная)
Недалеко от вокзала Wien Meldling находится крупное
вагонное и локомотивное депо. У него я выходить не стал. Из отличительной
особенности депо – почти полное
отсутствие стрелочных переводов между путями, а наличие устройств,
расположенных перпендикулярно путям, которые перемещают локомотивы с одного
пути на другой.
От станции Wien Meldling до станции Hütteldorf линия является наземной и очень живописной – проходит
среди множества садов, деревьев и малоэтажной застройки. Имеется значительное
количество железнодорожных переездов. Перед прибытием на станцию Hütteldorf видел необычный встречный поезд – очень
длинный пассажирский, состоящий из старинных вагонов темно-синего цвета. Вагоны
были оформлены под старину – деревянное оформление, изящные умывальники,
диваны, обитые толстым слоем мягкой ткани… И в этом
поезде ехали люди – прямо королевский экспресс. Таблички на вагонах, к
сожалению, я прочитать не смог.
Тепловоз на станции Hütteldorf
Электропоезд на
станции Hütteldorf. Как мы видим, вагон испачкан
граффити. Скажу, что в Вене это довольно редкое явление. В целом, общественный
транспорт очень чистый и опрятный, граффити на нем – это скорее исключение. А
вот на конструкциях тоннелей и вдоль путей ситуация с граффити оставляет желать
лучшего…
Немецкий «Сапсан»
Станция Hütteldorf,
отправление городской электрички
Станция Hütteldorf
также является пересадочной на линию метрополитена U4. На станции имеется одна центральная платформа и два
оборотных тупика за ней. С другой стороны станции располагается электродепо.
Электропоезд метро на станции Hütteldorf
Электропоезд метро на станции Margaretgürtel
На станции Margaretgürtel
я пересел на трамвай 6-го маршрута. Следующей целью моей сегодняшней поездки
было изучение подземного трамвайного участка.
А вот и подземная трамвайная остановка
Eichenstraße. Сейчас она находится в стадии реконструкции. Эта остановка
(станция) находится в 50 метрах от рампового участка. На остановке пересекаются
как несколько маршрутов обычного трамвая, так и «Электричка в Баден».
«Баденская электричка» на
остановке Eichenstraße
На подземных остановках трамвая, а также на линиях
городской железной дороги также применяется общее «информационное
пространство». От метро оно отличается лишь тем, что линии трамвая и городской
электрички не имеют своего цветового обозначения. Названия станций пишутся
белым цветом на черном фоне или наоборот.
«Баденская электричка», вид
сзади
Далее я сел в трамвай 18-го маршрута (который ходит с
интервалом 6 минут) и доехал до его конечной станции Schlachthausg.,
рядом с которой, кстати, располагается трамвайный музей – но там я уже был. По
пути видел строительство новой трамвайной линии вблизи от
старой (перенос из-за ремонта). Причем пути были уложены на деревянных шпалах.
Вообще конструкции трамвайного пути в Вене очень разнообразны. Самая
распространенная конструкция такая, какая была в Петербурге на Чкаловском проспекте
до демонтажа этой линии – из железобетонных плит. Такие пути сейчас остались на
Кондратьевском проспекте. На открытых участках путь бывает уложен как на
деревянных, так и на железобетонных шпалах. На подземных участках путь
располагается на деревянных шпалах.
Трамвай на конечной остановке Schlachthausg
На метро от станции Schlachthausg
доехал до Simmering – конечной станции линии U3, она и представлена на следующем фото:
Трамвайная линия около станции метро Simmering. Здесь пролегают трамвайные маршруты 6 и 71,
которые имеют интервал движения по каждому из них в 3 – 6 минут. То есть
трамваи на остановке появляются постоянно и всегда находятся в зоне видимости.
Электронное табло на остановке, в данный момент показывает
оставшееся время до прихода низкопольного трамвая. На
центральных маршрутах низкопольных вагонов очень
много – они составляют либо весь подвижной состав маршрута, либо чередуются
через один со старыми вагонами. На вылетных линиях низкопольных вагонов работает значительно меньше…
На остановке Simmering я сел
в трамвай 6-го маршрута и ехал в нем до конечной станции линии U1 – Reumannplatz
Пытаясь найти место где мне
перекусить, я незаметно дошел до следующей станции – Keplerplatz, которая располагается буквально в 300-х метрах от
предыдущей.
Один из входов на станцию Keplerplatz
Вернувшись на станцию Reumannplatz,
я сел в поезд и проехал всю линию U1 – до
станции Leopoldau, которая является пересадочной на
одноименную железнодорожную станцию. Здесь хочу отметить следующий факт – все
пересадочные станции между линиями метро, трамвая, городской железной дороги –
в общем, между всеми линиями и маршрутами общественного транспорта имеют
ОДИНАКОВОЕ название. Иное название могут иметь лишь центральные железнодорожные
вокзалы.
«Новый» электропоезд метро на станции Leopoldau
По железной дороге я хотел на городской электричке
маршрута S7, который у меня изображен на
карте, доехать до реконструируемого вокзала Südbahnhof.
Но схема, видимо, была не особо новой и электрички данного маршрута я в
расписании не нашел, как и в схеме линий, вывешенной на станции.
Городская электричка на станции Leopoldau
Тогда я сел в региональный поезд другого направления и
доехал в ней до станции Wien Mitte.
Хоть это был и региональный поезд, но обслуживался он подвижным составом как у
городской электрички.
Региональный поезд на станции Leopoldau
В салоне электрички – регионального поезда. Сиденья
расположены по схеме 2+2, они удобные и мягкие. В окнах установлены опускные
форточки
Доехав до станции Wien Mitte я немного прогулялся по городу и пообедал. Вокзал Wien
Mitte является подземным и состоит из нескольких
путей. Здание вокзала я не осматривал, так как оно находится на реконструкции.
Река Вена
Трамвай на Рингштрассе
Пообедав, я дошел до станции метро Schwedenplatz
и по линии U4 ехал до конечной станции этой
линии – Heiligenstadt. Эта конечная станция также
совмещена с электродепо, которое
располагается параллельно.
Электропоезд метро прибывает на станцию Heiligenstadt
Станция Heiligenstadt. Здесь
произошел знаковый момент моей поездки – я проехал всю сеть Венского
метрополитена! Эта станция была последней.
Далее перешел на одноименную станцию железной дороги и
направился к стоящим в тупике паровозам, которые я заметил утром:
Городская электричка на станции Heiligenstadt
Оборотные тупики линии U4 и пути железной дороги параллельно
Городская электричка на станции Heiligenstadt
Паровоз на станции Heiligenstadt
Электровоз прибыл на станцию Heiligenstadt
резервом и направился в сторону вокзала Франца Иосифа.
Далее я сел в электропоезд маршрута S40 и доехал на нем до вокзала Франца Иосифа.
В салоне электропоезда. В секции передо мной –
санитарная комната.
Вокзал Франца Иосифа состоит из пяти путей и на 95%
является подземным. Перед вокзалом располагается локомотивное и вагонное депо,
либо площадка для их отстоя.
На трамвае маршрута D от вокзала
Франца Иосифа доехал до другого вокзала – Südbahnhof.
При интервале трамвайного маршрута по расписанию в 3-5 минут, соответственно
информации на электронном табло, вагон появился только через
десять минут… Низкопольный и полностью обклеенный перфорированной
на стеклах рекламой… Желания ехать в таком вагоен у
меня не оказалось (из окон ничего не видно), и я пересел в следом идущий
«старый» трамвай.
«Старый» трамвай на Рингштрассе
Реконструируемая территория вокзала Südbahnhof
С вокзала Südbahnhof я
планировал проехаться на городской электричке маршрута S80. До ее отправления оставалось около часа, поэтому я
уже думал скорректировать свои планы… Но, увидел на
табло региональный поезд, следующий в нужном мне направлении!
Городская электричка слева и автомотриса
Региональный поезд, в который я позже и погрузился.
Перед отправлением специальные люди шваброй с длинной
ручкой протирали у локомотива лобовое стекло.
Автомотриса в граффити.
Далее я сел в региональный поезд, состоящего из трех
вагонов (один из них с кабиной) и электровоза. Доехал я до
станции Stadlau – пересадочную на линию U2 метрополитена. По
пути недалеко от вокзала Südbahnhof видел
огромное депо. Перед пересечением с Дунаем наблюдал за крупной грузовой
станцией.
От станции Stadlau ехал в
метро по уже изученному маршруту до станции Karlplatz.
Там пересел на «Баденскую электричку».
«Электропоезд в Баден» прибывает на конечную остановку
Karlplatz
На «Электричке в Баден» вновь доехал до подземного
трамвайного участка. На этот раз до станции Doppelhaltestelle,
где располагается подземный узел. Дальше приведены несколько фотографий с этой
остановки:
Движение трамваев по подземному участку осуществляется
по сигналам блокировки (по светофорам). Перед узлами стоят особые светофоры,
исключающие враждебные маршруты.
Осмотрев подземную трамвайную остановку Doppelhaltestelle, да и порядочно устав к этому моменту, я
двинулся к конечному пункту моей поездки (как и начальному) – вокзалу Westbahnhof. Обстановка в районе вокзала была неспокойной.
Всюду ездили милицейские и пожарные машины…
Пути линии метро U6
По линии U6 поезда
ходили с увеличенными интервалами, подолгу стояли на станциях. Все проходные
светофоры были красного значения, и поезда их проезжали с минимальной скоростью
после остановки.
После мне сказали, что у вокзала Westbahnhof
ловили какого-то преступника… И полиция смогла это
сделать. Связаны ли сбои в работе метро с этим – я не знаю.
Прогулявшись вдоль открытого участка линии U6, я оказался у вокзала Westbahnhof.
Трамвай недалеко от Westbahnhof
Трамвайная линия на этом участке параллельна
метрополитена
Портал тоннеля
А вот эта фотография – последняя в моем отчете и в
этой незабываемой поездке в Вену.
Подводя итоги скажу, что мне
ОЧЕНЬ понравилась транспортная система Вены (в том объеме, как я смог ее
изучить). Все впечатления написаны выше. Так же и сам город очень привлекательный
– изумительная архитектура, чистота и куча зелени.
Вечером был праздничный ужин, посвященный последнему полному дню в Вене.
На следующий день мы улетаем обратно в Петербург.
В следующем (и последнем) разделе моего рассказа будет
приведена некоторая справочная информация, а также буклеты из музеев и не
только.