Трамваевка в город Выборг
24 июля 2010 г.
Идея о летней Трамваевке в
Ленинградской области назрела во время предыдущей встречи в апреле. И вот, в
середине июля, началось конкретное обсуждение Летней встречи. Были рассмотрены
разные варианты - Ладожское озеро,
Токсово, Комарово, Приозерск. В итоге, был выбран вариант «Город Выборг». Также
были мысли проведения на встрече шашлыковки, но из-за сложности организационных
моментов и не особого желания большего количества участников от шашлыковки было
решено отказаться.
И вот наступил долгожданный
день – суббота, 24 июля.
В Выборг было решено ехать на
электричке отправлением в 10:13 с Финляндского вокзала. Поезд со всеми
остановками, в пути 2:40. Я на вокзале оказался много заранее (за 3 часа до
поезда) – ибо утром были там дела. Неспеша купил билет, сходил в кафе, немного
поспал сидя в зале ожидания. Минут за 40 до отправления электрички вышел на
платформу. Через несколько минут на платформе оказались и некоторые другие
участники встречи. Электричку подали за 15 минут до отправления (ЭР2-1289, если
не ошибаюсь) и это было счастьем – ибо сразу после нашей посадки пошел ливень
стеной, такой, что с трудом был различим другой край платформы. Почти все
участники встречи к отправлению были в поезде. За разговорами путь прошел
удивительно быстро, дождь прекратился в районе Белоострова. В электричке было
довольно свободно – стоящих пассажиров не было, и это – в утро субботнего дня.
Контролеры прошли один раз – у всех участников были билеты! Далее – пара
фотографий некоторых участников Трамваевки в электричке:
Приехав в Выборг немного
удивились погоде – температура воздуха порядка +17, местами с ветром. Сначала
это показалось прохладным, но впоследствии расценивалось как подарок природы
после двухнедельной невыносимой жары в Петербурге.
На привокзальной площади
встретили нашего Гида – Алексея, который приехал в Выборг на предыдущей электричке
и уже немного осмотрел город.
Основной целью Трамваевки
(как видно из названия) был осмотр артефактов и сохранившихся следов сети
Выборгского трамвая, которая была закрыта в 1957 году. Также в планах было
просто хорошо и культурно провести выходной день. Ниже приведена схема первой
части трамваевки – осмотр остатков бывшей трамвайной сети города.
Про историю Выборгского
трамвая можно прочитать по ссылке:
http://lenobltrans.narod.ru/vyb-tm.html
По следующей ссылке доступны
кадры Финской кинохроники по объекту нашего интереса:
http://www.youtube.com/watch?v=w0RjjulDFRI&feature=youtu.be
Вышли с вокзала и по
Вокзальной улице направились в сторону Красной площади.
Перед осмотром площади зашли
в универсам и закупились продуктами на предстоящий пикник а также чтобы уталить
голод после поездки в электричке.
Далее – общее фото на Красной площади
Подготовка к фото:
В.И. Ленин и мы
Затем вышли на проспект
Ленина, где раньше проходила трамвайная линия и, собственно, стали замечать на
стенах домов следы Выборгского трамвая – крепления растяжек на стенах домов.
Растяжки оказались довольно интересной конструкции – способны держать
одновременно три троса в разных направлениях, а также могут поворачиваться
вокруг своей оси для точной настройки.
Еще одно крепление. Такие сохранились почти на каждом
доме.
Даже в ходе реставрации крепление повреждено не было…
Круглая башня
Рыночная площадь.
Подготовка к общему фото на Рыночной площади:
С Рыночной площади вышли к
Крепостной улицы. Следующий кадр содержит рельсы. Конечно, они уложены здесь
много позже ликвидации трамвая в городе (для усиления пространства около люка),
но, возможно, что и их касались колеса Выборгского трамвая.
Измерение ширины колеи 15-сантиметровой линейкой.
Далее направились в сторону трамвайного депо, по пути
любуясь видами города.
У одного из металлических столбов, которые стоят на
всех улицах, где ходил трамвай, увидели растяжку. А вдруг это артефакт?
Разрушенное здание с креплением под растяжку недалеко
от депо.
Интересная труба с расширением к верху…
А вот и бывшее трамвайное депо! Расположено на
перекрестке Улицы Морская Набережная и Советской улицы. По рассказам нашего
Гида внутри даже сохранились смотровые канавы.
Въезд в трамвайный парк и сохранившийся рельс
Ворота трамвайного парка.
После осмотра трамвайного
парка двинулись в сторону улицы Гагарина для осмотра двух столбов контактной
сети в месте бывшего оборотного кольца.
Маршрут наш пролегал через крепостные стены.
Вот, собственно, и территория бывшего оборотного
кольца и две сохранившиеся опоры контактной сети и освещения.
Улица Гагарина. По выделенной полосе здесь ходил
трамвай.
Крепостная улица. Крепление под растяжку
Далее прошли почти всю
Крепостную улицу. Следующей нашей задачей был отдых в парке Монрепо.
Так как идти в парк было довольно далеко, то поступило
предложение доехать туда на автобусе.
Часть группы пошла на
автобусную остановку, но несколько человек решили дойти до еще одного
городского памятника – самый старый жилой дом России.
После осмотра этого дома
снаружи двинулись в сторону автобусной остановке на встречу к уже ожидающей там
нас части группы. Я решил отделиться от группы и пойти в сторону парка Монрепо
пешком. По пути увидел как от группы уехал автобус нужного им 6-го маршрута, а
интервал движения – 25 минут.
В общем вдоль Северной Гавани
вышел к железнодорожному мосту и далее вдоль железнодорожного полотна дошел до
парка.
Железнодорожный мост удивил
отсутствием разводного пролета, который еще недавно там присутствовал.
Приближаясь к парку Монрепо. Перегон Выборг -
Пригородная
Пока я ждал остальную часть группы, удалось сфотографировать
несколько поездов:
Наконец, участники Трамваевки
собрались все вместе! Во время поиска места для пикника совместно был сделан
еще один железнодорожный кадр:
А далее – собственно пикник.
К моему удивлению и радости на пикнике в употреблении были только
безалкогольные напитки. Также из 15 участников была всего пара курящих. Вот это
настоящий культурный отдых по-моему! Несомненно, после пикника скала была оставлена
в чистейшем состоянии, мусор забрали с собой.
Под конец пикника дизель проехал обратно:
Оставалась пара часов до
обратного поезда и час было решено отвести на прогулку по парку Монрепо.
Купили билеты за 50 рублей на человека и оказались
внутри:
Хоть я и был в этом парке не
один раз, но он не перестает меня поражать своей удивительной красотой! За час,
конечно, подробно осмотреть парк невозможно..
Общая фотография в парке:
На обратном пути из парка вышли к железной дороге
ровно за 5 минут до электрички…
И вот она – долгожданная… Ибо
ходят в этом месте всего 3 пары электричек в день, с довольно неудобным
расписанием для съемки…
После общей фотосессии
электропоезда ЭР2-1059 вдоль автомобильной дороги дошли до старой трассы
перегона Выборг – Пригородная и направились по ней в сторону вокзала. Так путь
много короче, чем если идти через Выборгский замок.
А теперь – переход по
довольно длинному железнодорожному мосту. Несмотря на запрещающие таблички,
мост активно используется местными жителями и не только.
Прощальный кадр…
И вот он вокзал и
электропоезд с вагонами повышенной комфортности ЭТ2-013, который за 100 минут
доставил нас до Петербурга.
Конечно, за весь рейс
локомотивная бригада не сказала НИ ОДНОГО слова по трансляции, в составе
ощущались дикие продольные рывки… Но зато ехал поезд быстро и сиденья в нем
мягкие. Опять же, за разговорами поездка прошла незаметно и в 22:24 мы
оказались на Финляндском вокзале.
Мои впечатления от встречи –
самые положительные, день прошел плодотворно и замечательно!
На этом мой рассказ
заканчивается.
Благодарю за внимание! J